Технология обучения
Столкнувшись с кризисом образования, Л. Рон Хаббард предложил свои методы обучения. Созданные в результате почти сорока лет работы в качестве преподавателя, эти методы впервые отражают всестороннее понимание реальных препятствий в обучении. Л. Рон Хаббард разработал точную технологию, позволяющую преодолеть эти препятствия и благодаря этому стать способным изучить и применять знания в любой области.
В целом вклад Л. Рона Хаббарда в образование известен как технология обучения, которая впервые предлагает эффективный практический подход к обучению тому, как нужно учиться. Данная технология содержит методы распознавания и разрешения всех трудностей, связанных с усвоением учебного материала, в том числе устранения одного неизвестного ранее препятствия, которое в конечном счёте является причиной всех случаев отказа от продолжения учёбы. Короче говоря, технология обучения позволяет кому угодно научиться чему угодно.
Поскольку она основана на том, что свойственно каждому человеку, её эффективность не зависит от социальных, экономических, культурных или расовых различий. Более того, она даёт неизменные результаты на всех возрастных группах. Существует три основных учебника по технологии обучения: «Руководство по основам обучения», «Навыки обучения для жизни» и «Учись учиться». Их различие состоит лишь в способе подачи материала. Первый предназначен для юношеского возраста и старше, второй – для подростков, а третий предлагает основы технологии обучения для детей от восьми до двенадцати лет.
«Целью любого общества, когда речь заходит о проблемах образования, является повышение способностей, инициативы и общего культурного уровня, а вместе с этим и уровня выживания общества. И когда общество забывает хотя бы о чём-то из этого, оно уничтожает себя собственными средствами образования».
Л. Рон Хаббард
Суть в следующем: технология Л. Рона Хаббарда для обучения и повышения грамотности одинаково действенна как в начальной школе, так и средней школе, в профессионально-техническом училище и в университете, не говоря уже об офисах руководителей мультинациональных корпораций. Более того, её результаты неизменны во всех областях, поскольку три препятствия к пониманию неизменны у всех обучающихся.
|
Первое препятствие в обучении: отсутствие массы, то есть самого́ физического объекта, который человек изучает |
|
Второе препятствие в обучении: слишком крутой градиент |
|
Третье препятствие в обучении: весь текст после того слова, которое человек не понял или понял неправильно, превращается в пустоту |
Вкратце эти препятствия таковы. Первое препятствие в обучении Л. Рон Хаббард назвал отсутствием массы и объяснил, что, когда человек изучает что-то, не имея массы, то есть самого́ физического объекта, который он изучает, это вызывает конкретные физиологические реакции. Таким образом, например, если человек пытается изучить работу трактора, не имея перед собой настоящего трактора или его приемлемой замены (ею может служить изображение или модель), он будет страдать от различных неприятных реакций, включая головную боль и головокружение.
Второе препятствие он описал как слишком крутой градиент в обучении и объяснил, что оно имеет место, когда человек пытается усвоить какое-то данное или освоить определённый навык, пропустив какой-то предыдущий шаг. В качестве примера можно привести человека, обучающегося вождению, который не может согласовать движения рук и ног, чтобы переключить передачу. Можно было бы подумать, что у него трудности с переключением передач, но в действительности существует что-то, что он не понял ранее, или какой-то более ранний навык, которым он так и не овладел, – возможно, просто удержание автомобиля на дороге.
Третье и наиболее важное препятствие – это непонятое слово, и в качестве объяснения он задал следующий вопрос: случалось ли с вами такое, что, дочитав до конца страницы, вы осознавали, что не можете вспомнить только что прочитанное? В этом и заключается проявление непонятого слова: весь текст после того слова, которое человек не понял или понял неправильно, превращается в пустоту. Когда же это слово найдено и ему дана правильная дефиниция, всё становится совершенно ясно, как по волшебству. Непонятое слово ведёт к широкому спектру нежелательных умственных явлений и серьёзно ухудшает всё образование, не говоря уже о самом процессе обучения. Таким образом, это проблема, лежащая в корне всех неспособностей и всех неудач в обучении.
Для решения этой проблемы Л. Рон Хаббард разработал прояснение слов. Оно включает полную технологию того, как справляться с непонятыми словами, и правильно определяется как «действие по устранению невежества, непонимания, ложных дефиниций слов и препятствий к использованию слов». Более того, рассмотрев всю совокупность его методов преодоления трёх препятствий к обучению, то есть технологию обучения, можно сказать, что в ней есть всё, что нужно знать, чтобы усвоить любой предмет или освоить любой навык.